Конкурс ораторов как одна из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Введение ФГОС обозначило новые целевые ориентиры для российской школы, среди которых важное место занимает компетентносное развитие.

Переход на новый стандарт потребовал введения в практику обучения новых форм работы, усиливающих деятельностный компонент обучения, так как добиться сформированности ключевых компетенций возможно только в условиях самостоятельной деятельности учащихся. Больше возможности для приобретения опыта самостоятельной деятельности дает внеурочная деятельность.

Нами разработана форма внеурочной деятельности для учащихся 5 – 11 классов, направленная одновременно на формирование универсальных компетенций и на мотивацию к познанию. Эта форма – конкурс ораторов.

Целями конкурса являются:

- создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся;

- привлечение интереса обучающихся к ораторскому искусству;

- выявление и поощрение обучающихся, наиболее ярко проявивших коммуникативные компетенции.

Возможно участие в следующих номинациях:

- «Лучшее представление авторского текста на русском языке»,

- «Лучшее представление собственного текста на русском языке»,

- «Лучшее представление авторского текста на английском языке»,

- «Лучшее представление собственного текста на английском языке».

Таким образом, предоставлены равные возможности учащимся, владеющим искусством создавать собственные проблемные высказывания, и учащимся, готовым доходчиво и ярко преподнести зрительской аудитории интересный текст  какого-либо автора.

Проведение конкурса требует большой предварительной подготовки. В круг обязанностей организатора конкурса входят:

- выбор макротемы конкурса (например, «Язык – средство общения», «Человек является творцом культуры и главным ее творением»)

- оповещение о конкурсе,

- проведение предварительной консультации или мастер-класса «Риторические приемы оратора»,

- подготовка аудиторий, обеспечение присутствия жюри и зрителей,

- обеспечение условий эффективной работы членов жюри,

- проведение конкурса,

- подведение итогов конкурса, их объявление, награждение победителей.

Подготовку учащихся к участию в конкурсе осуществляют учителя русского языка и литературы, английского языка, истории и обществознания. Они обеспечивают:

- мотивацию учащихся на участие в конкурсе,

- помощь в выборе темы и материала выступления,

- предварительное прослушивание оратора по его желанию.

Для оценивания  конкурсных работ участников создается жюри,  в которое входят учителя кафедры гуманитарных дисциплин, классные руководители и старшеклассники, имеющие особые успехи в изучении гуманитарных дисциплин.

Участники конкурса готовят выступление продолжительностью не более 3 минут; это самостоятельно созданный текст или авторский текст публицистического или научного стилей в рамках заданной на конкурс темы. Допускается представление текста и наизусть, и с листа. Возможно сопровождать выступление иллюстративным материалом и техническими средствами. После выступлений участник конкурса должен ответить на вопросы зрительской аудитории и членов жюри, показав владение материалом выступления. Допускается только индивидуальное участие.

Итоги конкурса подводятся по номинациям в каждой возрастной группе отдельно, выявляется победитель. Возможно также награждение призом зрительской симпатии. Члены жюри и зрители имеют право на собственное поощрение участников.

Оценивание выступлений проходит в соответствии с критериями:

- собственный интерес к выбранной теме, проявление личности в тексте (для номинации «Собственный текст») или осознание интереса к выбранному тексту (для номинации «Авторский текст»);

- идейная и композиционная стройность выступления;

- эмоциональное воздействие на слушателей;

- контакт с аудиторией;

- использование риторических приемов;

- владение информацией в выбранной сфере выступления;

- умение отвечать на вопросы.

Опыт проведения конкурса ораторов в лицее № 22 показал, что учащиеся с удовольствием принимают участие в состязаниях, так количество участников составляет 39: число учащихся 5 – 11 классов. Зрительская аудитория составила примерно третью часть учащихся  5 – 11 классов. Ни одна из тем выступлений не повторилась, были затронуты самые разнообразные проблемы: от влияния слов-паразитов на нашу речь до умения выдающихся полиглотов освоить 400 языков; от размышлений, какого человека можно считать воспитанным до освещения особенностей молодежных субкультур.

Данная форма личностных результатов:

- сложившийся навык планировать свое речевое и неречевое поведение;

- коммуникативная компетенция, включающая умение взаимодействовать с окружающими;

- развитие исследовательских учебных действий, подразумевающих работу с информацией (поиск, анализ, обработку, конструирование, синтез, обобщение и др.).

Во время выступления каждый участник стремится к совершенствованию собственной речевой культуры, происходит самореализация личности средствами языка, развиваются такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие и дисциплинированность. «Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь» (Цицерон).

Немаловажно личностное развитие участников конкурса: каждый участник стремится отстаивать свою гражданскую позицию, «вписывает себя» в систему общечеловеческих ценностей, создает основу для формирования мировоззрения. Ценностная составляющая данной формы внеурочной деятельности в выборе участниками актуальных тем, постановке животрепещущих социально значимых проблем.

Литература

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Красношлыкова, О.Г., Новикова, С.В. Формы работы оюразовательного учреждения по формированию ключевых компетенций обучающихся [Текст] /О.Г. Красношлыкова, С.В. Новикова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 103 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Глушкова Е.Л., учитель английского языка, Хребтова Е.В., учитель русского языка

МБНОУ «Лицей № 22 города Белово»